Горганы

Ранним утром электричка подошла к станции Микуличин. Карпаты  встретили нас сыростью и прохладой. Деревня ещё спала, погрузившись в  предутреннюю тишину. Наш поход по Карпатским горам начался небольшим  переходом к исходной точке, к окраине села Микуличин. Через всё село  шумел и перекатывался мутной водой Прут.

Сам поход начался восхождением к горе Хомяк. Дорога проходила всё  время в лесу и ориентировались по меткам. Почти сразу состоялась  неожиданная встреча — не спеша нашу дорогу переходила саламандра. Чёрная  в оранжевых пятнах она гордо и не торопливо шествовала по своим делам.

Сами Карпаты поразили нас своими масштабами и довольно дикой природой. Ещё недавно близкая цивилизация растворяется за опушкой леса и всё вокруг заполняет спокойствие — шорохи леса, синева неба. Пробираясь сквозь заросли малины, ежевики мы сталкиваемся с парой косуль, которые нас там увидеть явно не ждали. В отличие от Крымских троп, здесь встретить на маршруте туриста — это событие, идти в основном приходится в одиночестве. Особая масштабность чувствуется на вершинах, когда глазом можно охватить всю округу.

Часто на полонынах встречаются пастушьи избушки. Небольшая деревянная хибара, рядом загон для скота, несколько крупных пастушьих собак, из далека доносится перезвон колокольчиков пасущихся коров и лошадей. И всё это в ярких изумрудных красках зелёнеющих пастбищ. Истосковавшись по обществу, пастухи с удовольствием поддерживают беседу, рассказывают про местную природу, пастушью жизнь, про урожай грибов, охоту. Подсказывают дорогу.

Поднимаясь от перевала Столы мы выходим на столбики бывшей Чешско-Польской границы. Череда этих почти столетних гранитных столбиков стала нам ориентиром на большую часть маршрута. Временами встречались остатки окопов неизвестно каких оборонительных линий. Две мировые войны прокатились через Карпаты туда и обратно ожесточёнными боями. Мы недолго постояли на этой высоте, делясь догадками о том, кто и когда воевал в этих окопах.

Чем порадовали нас Карпаты, так это обилием всяких ягод, свойственных в основном северу. Тут мы нашли и чернику, и бруснику, голубику, воронику, малину, ежевику…

Когда мы уже втянулись в наш походный быт, природа решила побаловать нас разнообразием и разразилась холодными затяжными дождями. Самый эпический момент пришёлся на переход к вершине Браткивская.

Проснувшись утром на пол пути к Чёрной Клыве, мы обнаружили на улице невероятную сырость. Дождь моросил отовсюду. Дождём сочилось небо, он капал с деревьев, осел холодной росой на ветках кустов и высокой траве, собрался лужами на глинистой почве. Достаточно было зацепить веточку, и кроме небесной порции за шиворот стекал холодная река, с высокой травы вода текла за голенища ботинок. Но мы отважно двинулись в путь, в надежде вырваться из этого мокрого места. Дождь то стихал, то опять напускался. С большим трудом, по крутому, скользкому, глинистому подъёму мы выбрались на вершину и решили ограничить сегодня маршрут, дойдя только до Браткивской. Дорога туда уходила в заросли горной сосны. Присесть на обед, накрывшись большой плёнкой, оказалось очень не приятной задачей. Но ещё труднее оказалось вылезти после обеда из этой обогретой теплички. Зуб не попадал на зуб, тело трусило от холода. Для облегчения жизненных трудностей, Володю, гитару и рюкзак обмотали большим куском плёнки, после чего он стал похож на большую, тщательно упакованную тумбочку. Для меня нашёлся запасной дождевик. В стремлении поскорее дойти до стоянки, Володя всей своей массой навалился на стену горной сосны, пробиваясь по узкой тропинке в зарослях стланика. Кусты затрещали, облили его ливнем росы, но поддались. Как огромный ледокол он прокладывал нам дорогу и только обрывки полиэтилена тянулись за ним длинным шлейфом. Заросли оказали далеко не временной преградой. Иногда чередуясь с зарослями можжевельника, горная сосна захватила собой всё пространство по дороге от Чёрной Клывы до Браткивськой. Около шести часов мы пробивали себе в них дорогу. К вершине вышли в самом конце дня усталые, синие от холода. Последним неимоверным усилием стали поиски места для стоянки. Началась великая сушка.

Карпаты яркий пример упадка, деградации и эксплуатации последних оставшихся богатств природы. По дороге нам встретились несколько бывших общежитий лесорубов, а вдоль реки Турбат наш путь лежал по насыпи бывшей узкоколейки. В 1999 году в результате наводнения её размыло в нескольких местах и её мигом пустили на металлолом, сняв и утащив рельсы. Узкоколейка здесь работала около ста лет. Построена была в 1903 году для вывоза леса с гор. Теперь лес возят тягачами-Уралами по насыпи бывшей узкоколейки. Склоны гор вдоль реки в большинстве срезаны и разворочаны трелёвочными тракторами. Здесь, среди этого бардака, нас и застал вечер по дороге на Усть-Чёрную. Усталые мы уже не хотели двигаться, когда нас подобрали возвращающиеся с работы лесорубы.

Мерно ревел мотор 131-го ЗИЛа, машина раскачивалась на ухабах лесной дороги. У открытых окон КУНГа на лавках расселись лесорубы, дымя сигаретами и перебрасываясь грубоватыми шутками, грудой свалены бензопилы, канистры, в дальний угол скиданы наши рюкзаки. Лесорубы оказались народом простым и бесхитростным. Нас подвезли до самой Усть-Чёрной и подсказали где снять комнату.

Тепло и уют особенно ценятся после сырости и непогоды. Мы грелись в горячем душе, пили горячий чай, отъедались, бренчали на гитаре. Здесь в Усть-Чёрной фактически и закончился наш поход по Карпатам.